«Маски скорби» Эрнста Неизвестного: Монумент в память жертвам утопического сознания

Никита Демидов on Март 29, 2018

20 ноября 2017 года в мемориальном комплексе на 12 километре Московского тракта, спустя почти 30 лет после начала работы над проектом, были официально открыты «Маски Скорби» – монумент скульптора Эрнста Неизвестного, посвященный жертвам политических репрессий. Установка трехметровых «Масок», отлитых в бронзе, – первый шаг в работе над мемориалом.

Начало работы над монументом

В 1962 году на выставке к 30-летию МОССХ Никита Хрущев назвал работы Неизвестного «дегенеративным искусством». Это стало одним из важнейших эпизодов в его жизни, после которого Неизвестный был исключен из Союза художников и до своего отъезда из страны не мог работать как скульптор.

Работу над «Масками» Эрнст Неизвестный начал в иммиграции, в конце восьмидесятых, с расчетом на то, что высотой 15 метров они найдут свое место в парке XXII Партсъезда, сейчас – это территория парка возле Дворца молодежи.

24 апреля 1990 года с Неизвестным был подписан договор о создании «Масок скорби»  в Свердловске. Скульптор получил свой гонорар – 700 000 долларов США, который он поручил передать на подготовку рабочих моделей и строительство скульптуры.

Снимок из личного архива Бориса Алексеевича Демидова

Тогда работа над архитектурой мемориального комплекса попала в бригаду Юрия Тычкина мастерской архитектора Виталия Лоскутова, специалистам которой было необходимо разработать проект и согласовать непосредственно с Неизвестным. Занимался этим конструктор В. Ааб, на данный момент он живет в Германии. Уже в начале девяностых годов Борис Демидов, как и многие тогда, следил за этим проектом.

В тот момент работе над монументом, уже идущей полным ходом, помешали политические изменения в стране, в которой появились, как считалось, более важные вопросы, требующие внимания и проект был приостановлен из-за отсутствия финансирования.

С этого момента началась долгая, местами скандальная история по реализации проекта. Гипсовые модели терялись, были распилены и, казалось, безвозвратно потеряны в столице Южного Урала. В то время было принято решение перенести монумент из парка XXII Партсъезда на 12 километр Московского тракта. Затем их чуть не установили в Челябинской области, на Плотинке в центре Екатеринбурга и, в результате, проект все же вернули на Московский тракт, где уже находился мемориал, посвященный памяти репрессированным. Все изменения получали согласие скульптора, но казалось, что проект навсегда останется нереализованным.

Гражданский долг

В одном из первых после иммиграции интервью, журналисту Радио «Свобода» в 1977 году, Эрнст Неизвестный говорил о том, что продолжение работы над другим своим проектом, посвященном концлагерям м сталинским репрессиям, близким по своей судьбе и силе «Маскам скорби», считает своим гражданским долгом. И, наверное, только поэтому, находя новых сторонников, проект медленно, но верно приближался к цели.

По некоторым данным только за неполные два года (1937-38 гг.) в подвалах НКВД на Ленина, 17 расстреляли около 20 тысяч человек. Иногда количество расстрелянных в одну ночь могла доходить до 400 человек. В результате, планы по расстрелам, исходившие от НКВД, были перевыполнены. Обнаружилось это в конце 80-х, при строительстве Московского тракта на прилегающей территории «Динамо», спортивного комплекса МВД.

В октябре 1996 года на 12-м километре был открыт мемориальный комплекс, который существует и по сей день. Первым памятником стал крест, который был поставлен по проекту архитектора Артура Булыгина, с которым обсуждался и новый проект, подготовленный Архитектурным бюро «Гордеев – Демидов». В проекте участвовал и главный художник города Дмитрий Фогель. Новый проект учитывает также модернизацию существующего креста. Все изменения в монументе и архитектуре мемориального комплекса были согласованы с непосредственно Эрнстом Неизвестным.

Именно по проекту АБ «Гордеев – Демидов» было принято решение поставить «Маски» ближе к дороге под небольшим углом, чтобы сохранить видимость сравнительно небольшого объекта.

Европа и Азия

На «Масках» – лицо Азии, которая взглядом обращена в Европу, и Европы, обращенной лицом в Азию. С обратной стороны каждой маски тоже видно лицо: если смотреть на Европу, то видно, что лицо рядом – азиатское, и наоборот.

В архивах Бориса Демидова сохранилась запись, на которой сам Эрнст Иосифович говорил в интервью «Первому каналу» о значении монумента, посвященного жертвам политических репрессий, раскрывая его гораздо шире:

Уже после того, как я пожил в разных городах России, Советского Союза, а сейчас и мира, я должен сказать, что мой город – особый город. И ситуация, среда в этом городе, практически неповторима. Это граница Европы и Азии. Недалеко от этого города, Свердловска, есть, как говорится, верстовой столб: я одной ногой стою в Европе, а другой – в Азии. …«В память жертв Сталинских репрессий». Правда, я не хотел это называть «жертвам сталинских репрессий», потому что и культ личности, и репрессии – это сужало тему. А я это называл – «жертвам утопического сознания».

Эрнст Неизвестный

Как вспоминает Борис Демидов, из-за отказа от первоначально запланированного размера, пришлось отказаться от многих деталей:

Разумеется, если бы удалось поставить «Маски» по первоначальному проекту Эрнста Неизвестного, высотой в 15 метров, было бы гораздо интереснее. Конечно, сейчас об этом уже никто не говорит, но предполагалось, что на обратной стороне масок, поверх углубления, будет стоять православный крест, а его освещение будет направлено внутрь. Таким образом, маска бы светилась изнутри, создавая определенный  настрой. Потом Неизвестный отказался от креста и решил заменить его на решетку, за которой будет видна обратная сторона лица. Но от этой идеи тоже пришлось отказаться из-за размера. Когда они остались маленькими – об этом уже и речи не было, и не стали уточнять. Оставили так, как есть, без деталей.

Борис Демидов

Когда в последний раз было принято решение возродить проект, жена Эрнста Иосифовича, Анна Неизвестная вышла на литейную мастерскую Ивана Дубровина, который согласился отлить маски в бронзе в своей мастерской. А за проектом мемориального комплекса обратились в Архитектурное бюро «Гордеев – Демидов».

«Маски» – это только начало

Борис Демидов, свидетель всей нелегкой судьбы «Масок Скорби» в Екатеринбурге, с командой специалистов Бюро планируют провести над мемориальным комплексом большую работу:

Сейчас на 12-ом километре Московского тракта, на площади комплекса, стоит двухэтажное здание, которое уже сейчас не очень хорошо выглядит. Мы разработали новый проект всего мемориального комплекса: начиная от ступеней и основания «Масок», заканчивая проработкой освещения всего комплекса, и, по нашей инициативе, проектом нового здания музея жертвам репрессий и территории самих захоронений. Сейчас многое из этого уже согласовано, но финансирование есть пока только на «первую очередь» – установку монумента.

Борис Демидов

Поэтому «Маски» – это только первые шаги в работе над мемориальным комплексом. Первые, но невероятно важные. Второй этап – это работа над остальной территорией мемориального комплекса. Третьим этапом, который на данный момент находится еще только на этапе обсуждения, станет «путь» от пр. Ленина, 17, где велись расстрелы, до самого мемориального комплекса на 12-ом километре.

Никита Борисович Демидов,
Борис Алексеевич Демидов,
Архитектурное бюро «Гордеев – Демидов»

Фотогалерея